Пыжевский пер., д.5, стр.1

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Организации, не желающие платить налоги в казну, рискуют быть наказанными в соответствии с Уголовным кодексом. Чаще всего к фирмам-неплательщикам применяют статью 199. Так, согласно статистическим данным, в 2011 году по этой статье было заведено 95 % уголовных дел из всех связанных с неуплатой налогов. Стоит заметить, однако, что на рассмотрение в суд было направлено лишь 23 % от заведенных дел. В этой статье мы расскажем вам, что может помешать довести дело до суда, а также при каких обстоятельствах наступает уголовная ответственность.

Нет состава преступления – нет уголовной ответственности

Для привлечения неплательщика к уголовной ответственности необходимо, чтобы был состав преступления. Четыре кита, на которых держится любое уголовное дело – это объект, субъект, а также субъективная и объективная стороны. Лицо никогда не признают виновным, если отсутствует хотя бы одна из этих основ.

Что является налоговым преступлением?

Отказ от предоставления налоговой декларации или других обязательных документов – это налоговое преступление. Нарушают закон и те лица, которые включают в налоговые документы заведомо ложные сведения. Обязательный признак преступления – наличие материального ущерба, причиненного государству. Таким ущербом могут быть неуплаченные налоги или сборы. Уголовная ответственность наступает, если налогоплательщик имеет крупную задолженность перед государством. Кроме того, по мнению законодателей, особую общественную опасность представляют преступления, совершенные группой лиц, находившейся в предварительном сговоре – об этом говорится в 35 статье Уголовного кодекса.

Наказание для лиц, предварительно договорившихся о совместном преступлении закона, значительно серьёзнее, чем для обвиняемых по другим категориям налоговых преступлений. В ходе защиты своих клиентов многие адвокаты ставят первоочередной задачей избежать обвинений в сговоре. Стоит отметить, что совершение несколькими лицами отдельных должностных преступлений не будет считаться преступным сговором. Разграничение по суммам при этом позволит избежать обвинений в уклонении от уплаты налогов. Заручившись помощью профессионального адвоката, можно уменьшить серьёзность наказания даже при самом грубом, на первый взгляд, нарушении налогового законодательства.

На сегодняшний день юридические лица не являются субъектами уголовной ответственности – наказание несут конкретные должностные лица. Впрочем, предложения по изменению законодательства в вопросе привлечения к ответственности компаний уже поступают и рассматриваются.

Суды выбирают штрафы

Уголовный кодекс в вопросе наказания налогоплательщиков предусматривает несколько видов ответственности. При выборе той или иной меры суд руководствуется тяжестью совершенного преступления. Наказание может быть осуществлено следующими способами:

  • штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  • штраф в размере зарплаты осужденного за период от года до трёх лет;
  • принудительные работы сроком до двух лет;
  • арест на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы до двух лет.

Стоит заметить, что лишение свободы и привлечение к принудительным работам могут быть сопряжены с лишением нарушителя закона права заниматься той или иной деятельностью или занимать определенную должность в течение трёх лет с момента вынесения решения. Кроме того, в определенных случаях сумма штрафа может быть увеличена до полумиллиона рублей. При наличии классифицирующих признаков может быть изменен в большую сторону и срок заключения под стражу, лишения дохода или привлечения к принудительным работам.

Однако, как показывает статистика судебных решений по статье 199, судьи редко приговаривают нарушителей к лишению свободы. Так, с 2010 по 2012 год к этому виду наказания было приговорено лишь 6 % от общего числа осужденных по данной статье. В то же время более 43 % были осуждены условно. И почти половина подсудимых были приговорены к уплате штрафов.

Выбирая меру наказания для обвиняемых, судьи отдают предпочтение штрафным санкциям и условному осуждению. Статья 199 предусматривает освобождение от уголовной ответственности для лиц, впервые совершивших налоговое преступление. Чтобы избежать серьёзного наказания, отдельному лицу или всей организации необходимо полностью погасить имеющиеся недоимки, а также заплатить штрафы и пени.

Организационная неустроенность играет в пользу нарушителей

Стоит признать, что существующие схемы выявления преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных сборов, неэффективны и чрезмерно осложнены. Отчасти это связано с тем, что при реформировании органов внутренних дел отдельное направление, боровшееся с налоговыми преступлениями, было ликвидировано. Существующий сегодня механизм противостояния налоговым преступникам – это лишь остатки действовавшей некогда мощной системы, эффективно выявлявшей нарушения и направлявшей дела в суд. Реформирование системы не разделило полномочия между налоговой службой, следственным ведомством и полицией.

Уголовное дело может быть возбуждено лишь на основании материалов налоговых органов. Эти документы формируются в результате контрольной работы. В них не прорабатываются вопросы выявления умысла, использования противоправных схем, соучастия третьих лиц и выявления иных признаков, наличие которых является обязательным для заведения уголовного дела.

Вместе с тем действует и ряд ограничений, связанных с полномочиями налоговых органов в плане проведения вторичных проверок одной и той же компании. Получается, что налоговики не вправе получать данные, которые могли бы серьёзно скорректировать характер уклонения.

В будущем государство планирует совершенствовать законодательную базу в данной сфере. Так, уже было принято распоряжение, направленное на противодействие уклонению от уплаты налогов. Документ предусматривает принятие ряда актов, нацеленных на:

  • усиление контроля над законностью в сфере уплаты налогов;
  • предотвращение и выявление налоговых преступлений;
  • определение более четкого порядка взыскания задолженностей по налогам и сборам;
  • установление порядка налогообложения нераспределенной прибыли зарубежных контролируемых фирм.

Кроме того, ожидается, что в будущем налоговые органы смогут истребовать информацию, связанную с деятельностью лиц, при участии которых подозреваемым в уклонении от уплаты налогов плательщиком совершаются сделки. Вместе с тем будет более определенно прописан порядок определения налоговых последствий сделок, заключаемых при участии так называемых фирм-однодневок. Процедура камеральной налоговой проверки также будет усовершенствована.

Все эти меры позволят с большей эффективностью привлекать к уголовной ответственности граждан и юридических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Пока же юристы имеют возможность использовать многочисленные несовершенства законодательства в пользу своих подзащитных.


Возврат к списку

Заказать обратный звонок
Задать вопрос